Первые эскалаторы

 

otis_esk Самые первые эскалаторы вызвали такой интерес, что когда двумя такими эскалаторами в 1911 году оснастили станцию лондонского метро «Эрлс-Корт» в газете того времени написали: «замечено, как пассажиры по пути в Сити выходили из поезда, поднимались на эскалаторе, затем спускались и садились в следующий поезд. В создании и эволюции первых эскалаторов огромную роль сыграла компания «Otis Elevator». Само английское слово «escalator» было зарегистрировано торговой маркой компании.

 

В 1892 году Джесси Рено и Чарльз Уилер (США) по отдельности подали заявки на получение патентов на изобретения, которые сейчас мы называем эскалаторами. «Наклонный лифт» Рено больше напоминал ленту конвейера, нежели движущуюся лестницу, в 1896 году его установили как очередной аттракцион на нью-йоркском Кони-Айленде. Конструкцию Уилера усовершенствовал Чарльз Сибергер (США) и воплотил «Отис» в 1899 году. В следующем 1900 году она была показана на Всемирной ярмарке в Париже, а позднее была установлена в универсальном магазине «Джимбелс» на 8-й улице в Филадельфии, США.

 

first_escalatorСпустя два десятилетия, в 1921 году «Отис» создал движущуюся лестницу, сочетающую достоинства моделей Рено и Уилера-Сибергера, и с тех пор основные принципы конструкции эскалаторов уже не менялись.

Уже до первой мировой войны новинкой охотно пользовались крупные универсальные магазины США, Франции, Англии. А в 1911 г первые эскалаторы были установлены в метрополитене на Лондонской линии Пикадилли.

 

В России об эскалаторах впервые задумались в 1932г., когда стало ясно, что первая линия строящегося Московского метро пройдет на глубине от 10 до 30 м. Как доставлять пассажиров к поездам на такую глубину?

 

«О простых лестницах и разговоров не было. В условиях метрополитена с его колоссальной пропускной способностью они выглядели бы смешно. Лифт? Он также не удовлетворял проектировщиков. Движение его прерывисто. Он захлебнулся бы в условиях огромных людских потоков, стремящихся наверх и вниз.

 

Известен был, правда, скорее понаслышке, еще один вид механического подъемника. Самодвижущаяся лестница – эскалатор. Движение его непрерывно. Интервалов между подъемом и спуском отдельных групп людей нет совершенно. Каждую секунду освобождается новая ступенька, готовая принять двух человек. Лестница движется плавно и мерно, как река.

 

Эскалатор привлекал к себе строителей еще одним преимуществом. Он не требовал сооружений запасных пешеходных лестниц, ибо он сам по себе – лестница. Это значительно сокращало объем строительных работ. При всех своих достоинствах эскалатор имел в глазах строителей метрополитена один серьезный недостаток: никто не знал, как его нужно строить”.

 

Переговоры о поставках эскалаторов с немецкой фирмой “Karl Flohr” и Лондонским отделением “Otis” оказались безрезультатными: «фирмачи» за поставку эскалаторов для первой очереди Московского метро запросили непомерную для того времени цену — 4 млн. рублей золотом (200 тыс. золотых рублей за один эскалатор, 500 тыс. немецких марок за документацию). Глядя на этот «грабеж средь бела дня», Сталин дал судьбоносную команду — ориентироваться на собственные силы, под девизом: «Нет таких крепостей, которых не взяли бы большевики!», что и стало толчком развития отечественного эскалаторостроения.

 

В феврале 1934 года Метрострой заключил договоры с ленинградским заводом “Красный металлист” на изготовление 18 эскалаторов и с московским заводом «Подъемник» на изготовление 6 эскалаторов. Срок сдачи первых машин–февраль 1935 года.

 

Узнав о таком повороте дел, директор фирмы Otis обратился к председателю Моссовета Н.А.Булганину с предостережением: “Ваши специалисты – способный народ. Но эскалаторы чрезвычайно сложное дело, и им с этим делом не справиться. Даже мы, с нашим тридцатилетним опытом, не возьмемся выполнить заказ в такие сроки. Я, как друг Советского союза, обязан вас предупредить, что сроки пуска метро могут быть сорваны”.

 

Задача действительно была трудной, во многих отношениях — на грани авантюры даже с позиции современного производства… Во всяком случае, сегодня (не вспоминая даже о карающей руке НКВД) можно понять страхи директора Ленинградского завода “Красный металлист” Г.Р.Рапопорта:

 

“Эскалатор для нашего производства был совершенно неизвестной машиной. Литературы о нем достать не удалось. Несколько иностранных проспектов, десяток снимков, рассказы людей, повидавших эскалаторы за границей, – вот все наше техническое “первоначальное накопление”… А эскалаторы предстояло соорудить очень солидные, самые крупные в мире. Высота их по вертикали составляла от 22 до 30 метров… Естественно, что ответственность на проектировщиков легла очень серьезная. Всякая ошибка в расчете даже маленькой детали могла нарушить взаимодействие всех узлов. Страшнее всего, что обнаружить этот просчет в заводских условиях мы не смогли бы, ибо монтаж эскалаторов производился уже в Москве, на самых станциях метрополитенов”.

 

russian-eskalatorСомнения оказались напрасными. Конструкторы “Красного металлиста” (главный конструктор – М.М. Андрианов) попали что называется “в десятку” – 6 февраля 1935г. работа первого эскалатора Н-30 была продемонстрирована делегатам Всесоюзного съезда советов. Эскалатор жил, двигался без скрежета, дребезжания и лязга.

 

Успешно справился со своей задачей и завод «Подъемник» (начальник КБ – В. Прозоров), изготовивший эскалаторы Э-1 высотой 10 м для станции “Охотный ряд”. И уже в мае 1935 года состоялся торжественный пуск первой очереди метрополитена — все эскалаторы были запущены под пассажирскую нагрузку.

 

Более перспективной оказалась конструкция эскалаторов Н-30, последующие заказы пошли в Ленинград. Меньше чем за три года “Красный металлист” изготовил эскалаторы Н-20 – высотой 12 и 20 м и Н-40 – высотой 40 м для второй очереди Мосметрополитена.

 

По материалам:
katerok88.livejournal.com
metro.vpeterburge.ru